Когда
с заказчиком надо прощаться
Новички заказчиков не выбирают. Однако в жизни любого фрилансера наступает
момент, когда надо определенным клиентам говорить «Нет». И хотя трудно
отказываться от заказов, но иногда – это единственный выход, чтобы избавиться от
проблем в будущем. Сразу скажу – статья посвящена опытным фрилансерам, которые
сформировались как профессионалы и имеют возможность выбирать, с кем
работать.
Набор
текста, расшифровка
аудиозаписей, написание статей, написание
выступлений, написание торжественной речи и пресс-релиз, расшифровка
1. Клиент не знает, что ему нужно
Не тратьте Ваше время на образование клиента. Если он решил обратиться к Вам,
не удосужившись хотя бы приблизительно разобраться в теме разговора, не стоит
заниматься бесплатным ликбезом. Нежелание клиента разбираться в предмете
разговора означает лишь одно – заказчик несерьезно относится к работе с Вами. И
тот же сайт ему нужен исключительно для галочки, а не для повышения продаж. И в
этом случае продать хорошее решение клиенту не удастся. Бюджет смутит. А плохое
продавать себе дороже (теряем репутацию).
Эту ошибку я совершал несколько раз. В последний раз, когда я пришел к
клиенту – а он не смог объяснить мне простых вещей (вплоть до того, чем
занимается его фирма), я просто отказался от работы с ним. Как правило, такое
сотрудничество оборачивается пустой тратой сил и нервов с обоих сторон и
никакими финансовыми результатами (хорошо, если не убытками).
2. Клиент предлагает бюджет ниже плинтуса
Бытует мнение, что клиента можно раскрутить на любую сумму, если объяснить
ему все преимущества Вашего предложения. И человек, рассчитывающий потратить 15
тысяч, с легкостью отдаст 30 или 45 тысяч. Сказки. Как показывает практика, у
клиента при обращении к фрилансеру уже сидит в голове определенная сумма, в
которую он оценивает работу. Например, написать рекламный текст стоит 100 рублей
и никак не больше. И не надо пытаться клиенту, желающему приобрести «Оку»,
предлагать «Тойоту». Не купит, даже если объяснить все преимущества импортного
автомобиля по сравнению с отечественной малолитражкой.
Именно поэтому многие солидные фрилансеры сразу говорят о ценах, чтобы не
тратить свое время на пустые переговоры с клиентами, не готовыми платить
адекватные деньги за хорошую работу.
3. Не хочет платить предоплату
Попадаются заказчики, которым любого портфолио мало. А вдруг Вы мне плохо
сделаете? Вот вначале дайте результат – потом деньги. Практика показывает: так
работают только «кидки», рассчитывающие получить профессиональную работу за
бесплатно. Просто не обращайте внимание на клиентов, отказывающихся платить
предоплату (хотя бы 30%, но лучше работать на 50% предоплате). Или приготовьтесь
раздавать плоды своего труда на безвозмездной основе.
Набор
текста, расшифровка
аудиозаписей, написание статей, написание
выступлений, написание торжественной речи и пресс-релиз, расшифровка
4. Не разговаривает
Готов платить, но не готов обсуждать детали технического задания,
предоставлять информацию о компании, о собственном продукте. В общем, из разряда
«угадайте, что я хочу». Если разгадка кроссвордов не является Вашим любимым
увлечением, выбирайте других заказчиков. Иначе будете все многократно
переделывать, пытаясь воплотить неизвестные Вам желания клиента.
5. Самодур
Клиенты, придирающиеся к каждому слову, цепляющиеся к мелочам, желающие
достичь абсолютного идеала. Да не ругайте меня коллеги, но идеального в мире
ничего нет. И в работе профессионала кто-то найдет изъяны (сколько людей –
столько и мнений), а самодур – тем более. Есть клиенты, которые убеждены: надо
заставить человека поработать. И даже если Вы предоставите качественную работу,
Вас все равно будут заставлять ее переделывать просто потому, что заказчик будет
считать: Вы еще не отработали свой гонорар в полной мере.
Список можно продолжать, но основные типы, надеюсь, описал. Будьте бдительны!
И выбирайте хороших заказчиков, предлагая им качественную работу за адекватные
деньги.